Если я не хочу идти на концерт, я всегда могу придраться к репертуару. Это несложно — делаешь грустное лицо и говоришь, — я бы с удовольствием, но я не люблю барокко. Или там двадцатый век. Или романтиков. Хотя романтиков обычно все любят. Но на этом концерте такой номер не пройдёт. Программа составлена хитро. Придраться не получается. Все есть — и Монтеверди, и Шнитке, и Бах, и Равель. И даже опасный Моцарт есть. Короче, есть все — и даже с перламутровыми пуговицами. Кто любит говорить, что ничего в музыке не понимает, даже не старайтесь — такой фокус тоже не пройдёт. Каждый номер сопровождается исторической справкой или любопытной историей.
Немного о составе “wind quintet”.
Духовой квинтет ― камерный ансамбль, состоящий из пяти духовых инструментов, а также произведение, написанное для такого ансамбля. Включает в свой состав флейту, гобой, кларнет, фагот и валторну. Духовые квинтеты возникли в начале XIX века на основе существовавших при дворах европейской знати ансамблей, называвшихся «Harmoniemusik» и состоявших из двух гобоев, двух кларнетов, двух фаготов и двух валторн. Период их появления совпал с эпохой усовершенствования конструкции духовых инструментов, что предопределило их успех и распространение. Среди первых композиторов, писавших для духового квинтета, ― Антонио Розетти, Николаус Шмидт и Джованни Мария Камбини. Большой вклад в развитие литературы для этих ансамблей сделали Антонин Рейха, написавший 24 квинтета, и Франц Данци. В течение XIX века, тем не менее, такие составы и сочинения для них были достаточно редкими, и лишь композиторы XX века открыли новые тембральные и контрапунктические возможности письма для духовых инструментов. Ключевыми сочинениями в этом жанре являются «Маленькая камерная музыка», ор. 24 № 2 Пауля Хиндемита (1922), а также квинтеты Карла Нильсена и Арнольда Шёнберга. К жанру духового квинтета обращались в разное время Жак Ибер, Жан Франсе, Дариюс Мийо, Эжен Бозза, Сэмюэл Барбер, Малкольм Арнолд, Карлхайнц Штокхаузен, Дьёрдь Лигети и другие известные композиторы. Во второй половине XX века развитие профессионального и любительского исполнительского искусства привело к значительному повышению популярности этих ансамблей и расширению их репертуара. Обучение игре в квинтете является одним из обязательных элементов в современной системе музыкального образования на духовых инструментах. Считается, что умение играть в квинтете, включающем в себя разнохарактерные инструменты, являющиеся ядром духовой группы оркестра, помогает приобрести навыки, необходимые при оркестровой игре ― чистое интонирование звука, чувство ансамбля и др.
В этот вечер прозвучат избранные квинтеты самых разных эпох и стилей.
Исполняют солисты студии камерной музыки Simple Music Ensemble.
Автор проекта Григорий Волков