Алексей Чернов (фортепиано)

Алексей Чернов (фортепиано)

Концерт из цикла

ФОРТЕПИАННОЕ ИСКУССТВО В ДОМЕ РАХМАНИНОВА

 

Программа концерта:

Моцарт. Соната ля минор, К. 310

Моцарт. Соната си-бемоль мажор, К. 333

Бетховен. Соната ор. 27 №2 “Лунная”

Бетховен. Соната ор. 111

 

В первом отделении сонатного вечера прозвучат две из пяти замечательных «парижских» сонат Вольфганга Амадея Моцарта – первая и последняя. Созданные в одном и том же 1778 году, они чрезвычайно различны по характеру.

В Сонате a-moll (KV 310) с ее патетическими и скорбными темами, видимо, находит концентрированный отклик множество жизненных диссонансов и трагических переживаний, обрушившихся на двадцатидвухлетнего композитора в этот непростой для него период – не только крушение надежд на профессиональное обустройство вдали от Зальцбурга, но и потрясение от смерти любимой матери.

Соната В-dur (KV 333), хотя и содержит наплывы горестных эмоций, в целом имеет светлый колорит, даруя утешение и увлекая поистине концертным блеском.

Второе отделение концерта отдано двум фортепианным шедеврам Людвига ван Бетховена. Знаменитая Соната cis-moll (op. 27 №2), известная еще и как «Лунная», имеет авторское наименование «Sonata quasi una Fantasia». Вопреки стилевым обыкновениям  на первом месте трехчастного цикла здесь стоит не Allegro, но Adagio, восходящее по характеру и структуре к музыке эпохи Барокко. Бурному сонатному финалу (Presto agitato) предшествует Allegretto – «цветок между двумя безднами», по выражению Ф. Листа.

Завершит концерт последняя фортепианная соната Бетховена – Соната c-moll (op. 111). Это гениальное произведение имеет две части. Начальное Allegro con brio ed appassionato c его императивной главной темой исполнено духом внутреннего борения и возвышенных порывов. Барочная стилистика Allegro (одноголосные фугообразные возглашения, имитационно-полифоническая фактура) предощущается уже в первых тактах предшествующего ему медленного патетического вступления (Maestoso).

Вторая часть – Adagio molto, semlice (e) cantabile – названа автором Ариеттой и представляет собой вариации на проникновенную песенную тему с хоральным оттенком. Эта дивная музыка устремлена в горние выси, где человеческому голосу отвечают голоса ангелов.

 

Алексей Чернов — российский пианист и композитор, педагог. Выпускник Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского и Королевского музыкального колледжа в Лондоне, преподаватель Центральной музыкальной школы при МГК, лауреат многочисленных международных фортепианных конкурсов, в том числе 14-го международного конкурса им. Чайковского и 4-го международного конкурса им. Скрябина в Москве. Имеет обширный разностилевой репертуар. Регулярно концертирует, является автором ряда сочинений для фортепиано, а также камерных и симфонических сочинений.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

1 × 4 =