Концерт из цикла
ФОРТЕПИАННОЕ ИСКУССТВО В ДОМЕ РАХМАНИНОВА
Программа концерта:
Моцарт. Соната ля минор, К. 310
Моцарт. Соната си-бемоль мажор, К. 333
Бетховен. Соната ор. 27 №2 “Лунная”
Бетховен. Соната ор. 111
В первом отделении сонатного вечера прозвучат две из пяти замечательных «парижских» сонат Вольфганга Амадея Моцарта – первая и последняя. Созданные в одном и том же 1778 году, они чрезвычайно различны по характеру.
В Сонате a-moll (KV 310) с ее патетическими и скорбными темами, видимо, находит концентрированный отклик множество жизненных диссонансов и трагических переживаний, обрушившихся на двадцатидвухлетнего композитора в этот непростой для него период – не только крушение надежд на профессиональное обустройство вдали от Зальцбурга, но и потрясение от смерти любимой матери.
Соната В-dur (KV 333), хотя и содержит наплывы горестных эмоций, в целом имеет светлый колорит, даруя утешение и увлекая поистине концертным блеском.
Второе отделение концерта отдано двум фортепианным шедеврам Людвига ван Бетховена. Знаменитая Соната cis-moll (op. 27 №2), известная еще и как «Лунная», имеет авторское наименование «Sonata quasi una Fantasia». Вопреки стилевым обыкновениям на первом месте трехчастного цикла здесь стоит не Allegro, но Adagio, восходящее по характеру и структуре к музыке эпохи Барокко. Бурному сонатному финалу (Presto agitato) предшествует Allegretto – «цветок между двумя безднами», по выражению Ф. Листа.
Завершит концерт последняя фортепианная соната Бетховена – Соната c-moll (op. 111). Это гениальное произведение имеет две части. Начальное Allegro con brio ed appassionato c его императивной главной темой исполнено духом внутреннего борения и возвышенных порывов. Барочная стилистика Allegro (одноголосные фугообразные возглашения, имитационно-полифоническая фактура) предощущается уже в первых тактах предшествующего ему медленного патетического вступления (Maestoso).
Вторая часть – Adagio molto, semlice (e) cantabile – названа автором Ариеттой и представляет собой вариации на проникновенную песенную тему с хоральным оттенком. Эта дивная музыка устремлена в горние выси, где человеческому голосу отвечают голоса ангелов.
Алексей Чернов — российский пианист и композитор, педагог. Выпускник Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского и Королевского музыкального колледжа в Лондоне, преподаватель Центральной музыкальной школы при МГК, лауреат многочисленных международных фортепианных конкурсов, в том числе 14-го международного конкурса им. Чайковского и 4-го международного конкурса им. Скрябина в Москве. Имеет обширный разностилевой репертуар. Регулярно концертирует, является автором ряда сочинений для фортепиано, а также камерных и симфонических сочинений.